Акжан в сети - На уровень вверх(W32) Как использовать в своей программе API DirectSound и DirectSound3D?

Пример 1

Представляю вашему вниманию рабочий пример использования DirectSound на Delphi + несколько полезных процедур. В этом примере создается один первичный SoundBuffer и 2 статических, вторичных; в них загружаются 2 WAV файла. Первичный буфер создается процедурой AppCreateWritePrimaryBuffer, а любой вторичный - AppCreateWritePrimaryBuffer. Так как вторичный буфер связан с WAV файлом, то при создании буфера нужно определить его параметры в соответствии со звуковым файлом, эти характеристики (Samples, Bits, IsStereo) задаются в виде параметров процедуры. Time - время WAV'файла в секундах (округление в сторону увеличения). При нажатии на кнопку происходит микширование из вторичных буферов в первичный. AppWriteDataToBuffer позволяет записать в буфер PCM сигнал. Процедура CopyWAVToBuffer открывает WAV файл, отделяет заголовок, читает чанк 'data' и копирует его в буфер (при этом сначала считывается размер данных, так как в некоторых WAV файлах существует текстовый довесок, и если его не убрать, в динамиках возможен треск).

PS. Если есть какие-нибудь вопросы, постараюсь на них ответить.

unit Unit1;

interface

uses
  Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls,
  Forms, Dialogs, DSound, MMSystem, StdCtrls, ExtCtrls;

type
  TForm1 = class(TForm)
    Button1: TButton;
    Timer1: TTimer;
    procedure FormCreate(Sender: TObject);
    procedure FormDestroy(Sender: TObject);
    procedure Button1Click(Sender: TObject);
  private
   DirectSound          : IDirectSound;
   DirectSoundBuffer    : IDirectSoundBuffer;
   SecondarySoundBuffer : array[0..1] of IDirectSoundBuffer;
   procedure AppCreateWritePrimaryBuffer;
   procedure AppCreateWriteSecondaryBuffer(var Buffer: IDirectSoundBuffer;
                                          SamplesPerSec: Integer;
                                          Bits: Word;
                                          isStereo:Boolean;
                                          Time: Integer);
   procedure AppWriteDataToBuffer(Buffer: IDirectSoundBuffer;
                                 OffSet: DWord; var SoundData;
                                 SoundBytes: DWord);
   procedure CopyWAVToBuffer(Name: PChar; var Buffer: IDirectSoundBuffer);
    { Private declarations }
  public
    { Public declarations }
  end;

var
  Form1: TForm1;

implementation

{$R *.DFM}

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
 if DirectSoundCreate(nil, DirectSound, nil) <> DS_OK then
  Raise Exception.Create('Failed to create IDirectSound object');
 AppCreateWritePrimaryBuffer;
 AppCreateWriteSecondaryBuffer(SecondarySoundBuffer[0],22050,8,False,10);
 AppCreateWriteSecondaryBuffer(SecondarySoundBuffer[1],22050,16,True,1);
end;

procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject);
var i: ShortInt;
begin
 if Assigned(DirectSoundBuffer) then DirectSoundBuffer.Release;
 for i:=0 to 1 do
 if Assigned(SecondarySoundBuffer[i]) then SecondarySoundBuffer[i].Release;
 if Assigned(DirectSound) then DirectSound.Release;
end;

procedure TForm1.AppWriteDataToBuffer;
var
  AudioPtr1,AudioPtr2     : Pointer;
  AudioBytes1,AudioBytes2 : DWord;
  h : HResult;
  Temp : Pointer;
begin
  H:=Buffer.Lock(OffSet, SoundBytes, AudioPtr1, AudioBytes1,
                 AudioPtr2, AudioBytes2, 0);
  if H = DSERR_BUFFERLOST  then
  begin
   Buffer.Restore;
   if Buffer.Lock(OffSet, SoundBytes, AudioPtr1, AudioBytes1,
                  AudioPtr2, AudioBytes2, 0) <> DS_OK then
      Raise Exception.Create('Unable to Lock Sound Buffer');
  end else
  if H <> DS_OK then Raise Exception.Create('Unable to Lock Sound Buffer');
  Temp:=@SoundData;
  Move(Temp^, AudioPtr1^, AudioBytes1);
  if AudioPtr2 <> nil then
  begin
   Temp:=@SoundData; Inc(Integer(Temp), AudioBytes1);
   Move(Temp^, AudioPtr2^, AudioBytes2);
  end;
  if Buffer.UnLock(AudioPtr1, AudioBytes1,AudioPtr2, AudioBytes2) <> DS_OK
   then Raise Exception.Create('Unable to UnLock Sound Buffer');
end;

procedure TForm1.AppCreateWritePrimaryBuffer;
var BufferDesc  : DSBUFFERDESC;
    Caps        : DSBCaps;
    PCM         : TWaveFormatEx;
begin
 FillChar(BufferDesc, SizeOf(DSBUFFERDESC),0);
 FillChar(PCM, SizeOf(TWaveFormatEx),0);
 with BufferDesc do
 begin
  PCM.wFormatTag:=WAVE_FORMAT_PCM;
  PCM.nChannels:=2;
  PCM.nSamplesPerSec:=22050;
  PCM.nBlockAlign:=4;
  PCM.nAvgBytesPerSec:=PCM.nSamplesPerSec * PCM.nBlockAlign;
  PCM.wBitsPerSample:=16;
  PCM.cbSize:=0;
  dwSize:=SizeOf(DSBUFFERDESC);
  dwFlags:=DSBCAPS_PRIMARYBUFFER;
  dwBufferBytes:=0;
  lpwfxFormat:=nil;
 end;
 if DirectSound.SetCooperativeLevel(Handle,DSSCL_WRITEPRIMARY) <> DS_OK
  then Raise Exception.Create('Unable to set Coopeative Level');
 if DirectSound.CreateSoundBuffer(BufferDesc,DirectSoundBuffer,nil) <> DS_OK
  then Raise Exception.Create('Create Sound Buffer failed');
 if DirectSoundBuffer.SetFormat(PCM) <> DS_OK
  then Raise Exception.Create('Unable to Set Format ');
 if DirectSound.SetCooperativeLevel(Handle,DSSCL_NORMAL) <> DS_OK
 then Raise Exception.Create('Unable to set Coopeative Level');
 end;

procedure TForm1.AppCreateWriteSecondaryBuffer;
var BufferDesc  : DSBUFFERDESC;
    Caps        : DSBCaps;
    PCM         : TWaveFormatEx;
begin
 FillChar(BufferDesc, SizeOf(DSBUFFERDESC),0);
 FillChar(PCM, SizeOf(TWaveFormatEx),0);
 with BufferDesc do
 begin
  PCM.wFormatTag:=WAVE_FORMAT_PCM;
  if isStereo then PCM.nChannels:=2 else PCM.nChannels:=1;
  PCM.nSamplesPerSec:=SamplesPerSec;
  PCM.nBlockAlign:=(Bits div 8)*PCM.nChannels;
  PCM.nAvgBytesPerSec:=PCM.nSamplesPerSec * PCM.nBlockAlign;
  PCM.wBitsPerSample:=Bits;
  PCM.cbSize:=0;
  dwSize:=SizeOf(DSBUFFERDESC);
  dwFlags:=DSBCAPS_STATIC;
  dwBufferBytes:=Time*PCM.nAvgBytesPerSec;
  lpwfxFormat:=@PCM;
 end;
 if DirectSound.CreateSoundBuffer(BufferDesc,Buffer,nil) <> DS_OK
  then Raise Exception.Create('Create Sound Buffer failed');
end;

procedure TForm1.CopyWAVToBuffer;
var Data     : PChar;
    FName    : TFileStream;
    DataSize : DWord;
    Chunk    : String[4];
    Pos      : Integer;
begin
 FName:=TFileStream.Create(Name,fmOpenRead);
 Pos:=24;
 SetLength(Chunk,4);
 repeat
  FName.Seek(Pos, soFromBeginning);
  FName.Read(Chunk[1],4);
  Inc(Pos);
 until Chunk = 'data';
 FName.Seek(Pos+3, soFromBeginning);
 FName.Read(DataSize, SizeOf(DWord));
 GetMem(Data,DataSize);
 FName.Read(Data^, DataSize);
 FName.Free;
 AppWriteDataToBuffer(Buffer,0,Data^,DataSize);
 FreeMem(Data,DataSize);
end;

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
 CopyWAVToBuffer('1.wav',SecondarySoundBuffer[0]);
 CopyWAVToBuffer('flip.wav',SecondarySoundBuffer[1]);

 if SecondarySoundBuffer[0].Play(0,0,0) <> DS_OK
  then ShowMessage('Can''t play the Sound');

 if SecondarySoundBuffer[1].Play(0,0,0) <> DS_OK
  then ShowMessage('Can''t play the Sound');
end;

end.

Пример 2

Представляю вашему вниманию очередной пример работы с DirectSound на Delphi. В этом примере показан принцип работы с 3D буфером. Итак, процедуры AppCreateWritePrimaryBuffer, AppWriteDataToBuffer, CopyWAVToBuffer я оставил без изменения (см. письма с до этого). Процедура AppCreateWriteSecondary3DBuffer является полным аналогом процедуры AppCreateWriteSecondaryBuffer, за исключением флага DSBCAPS_CTRL3D, который указывает на то, что со статическим вторичным буфером будет связан еще один буфер - SecondarySound3DBuffer. Чтобы его инициализировать, а также установить некоторые начальные значения (положение в пространстве, скорость и .т.д.) вызывается процедура AppSetSecondary3DBuffer, в качестве параметров которой передаются сам SecondarySoundBuffer и связанный с ним SecondarySound3DBuffer. В этой процедуре SecondarySound3DBuffer инициализируется с помощью метода QueryInterface c соответствующим флагом. Кроме того, здесь же устанавливается положение источника звука в пространстве: SetPosition(Pos,1{X},1{Y},0{Z}).

Таким образом в начальный момент времени источник находится на высоте 1 м (ось Y направлена вертикально вверх, а ось Z - "в экран"). Если смотреть сверху :

                  ^ Z
                  |
    А             |
                  |
                  O----------------> X

Точка O (фактически вы) имеет координаты (0,0), источник звука А(-25,1). Разумеется понятие "метр" весьма условно.

При нажатии на кнопку в буфер SecondarySoundBuffer загружается звук 'xhe4.wav'. Это звук работающего винта вертолета, его длина (звука) ровно 3.99 с (а размер буфера ровно 4 с). Далее происходит микширование из вторичного буфера в первичный с флагом DSBPLAY_LOOPING, что позволяет сделать многократно повторяющийся звук; время в 0.01 с ухом практически не улавливается и получается непрерывный звук летящего вертолета. После этого запускется таймер (поле INTERVAL в Инспекторе Оъектов установлено в 1). Разумеется, Вам совсем необязательно делать именно так, это просто пример. В процедуре Timer1Timer просто меняется координата X с шагом 0.1.

В итоге получаем летящий вертолет слева направо. Заодно можете проверить, правильно ли у вас расположены колонки.

PS. Если есть вопросы, постараюсь на них ответить.

unit Unit1;

interface

uses
  Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls,
  Forms, Dialogs, DSound, MMSystem, StdCtrls, ExtCtrls;

type
  TForm1 = class(TForm)
    Button1: TButton;
    Timer1: TTimer;
    procedure FormCreate(Sender: TObject);
    procedure FormDestroy(Sender: TObject);
    procedure Button1Click(Sender: TObject);
    procedure Timer1Timer(Sender: TObject);
  private
   DirectSound            : IDirectSound;
   DirectSoundBuffer      : IDirectSoundBuffer;
   SecondarySoundBuffer   : IDirectSoundBuffer;
   SecondarySound3DBuffer : IDirectSound3DBuffer;
   procedure AppCreateWritePrimaryBuffer;
   procedure AppCreateWriteSecondary3DBuffer(var Buffer: IDirectSoundBuffer;
                                          SamplesPerSec: Integer;
                                          Bits: Word;
                                          isStereo:Boolean;
                                          Time: Integer);
   procedure AppSetSecondary3DBuffer(var Buffer: IDirectSoundBuffer;
                                     var _3DBuffer: IDirectSound3DBuffer);
   procedure AppWriteDataToBuffer(Buffer: IDirectSoundBuffer;
                                 OffSet: DWord; var SoundData;
                                 SoundBytes: DWord);
   procedure CopyWAVToBuffer(Name: PChar; var Buffer: IDirectSoundBuffer);
    { Private declarations }
  public
    { Public declarations }
  end;

var
  Form1: TForm1;

implementation

{$R *.DFM}

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
var Result : HResult;
begin
 if DirectSoundCreate(nil, DirectSound, nil) <> DS_OK then
  Raise Exception.Create('Failed to create IDirectSound object');
 AppCreateWritePrimaryBuffer;
 AppCreateWriteSecondary3DBuffer(SecondarySoundBuffer,22050,8,False,4);
 AppSetSecondary3DBuffer(SecondarySoundBuffer,SecondarySound3DBuffer);
 Timer1.Enabled:=False;
end;

procedure TForm1.FormDestroy(Sender: TObject);
var i: ShortInt;
begin
 if Assigned(DirectSoundBuffer) then DirectSoundBuffer.Release;
 if Assigned(SecondarySound3DBuffer) then SecondarySound3DBuffer.Release;
 if Assigned(SecondarySoundBuffer) then SecondarySoundBuffer.Release;
 if Assigned(DirectSound) then DirectSound.Release;
end;

procedure TForm1.AppCreateWritePrimaryBuffer;
var BufferDesc  : DSBUFFERDESC;
    Caps        : DSBCaps;
    PCM         : TWaveFormatEx;
begin
 FillChar(BufferDesc, SizeOf(DSBUFFERDESC),0);
 FillChar(PCM, SizeOf(TWaveFormatEx),0);
 with BufferDesc do
 begin
  PCM.wFormatTag:=WAVE_FORMAT_PCM;
  PCM.nChannels:=2;
  PCM.nSamplesPerSec:=22050;
  PCM.nBlockAlign:=4;
  PCM.nAvgBytesPerSec:=PCM.nSamplesPerSec * PCM.nBlockAlign;
  PCM.wBitsPerSample:=16;
  PCM.cbSize:=0;
  dwSize:=SizeOf(DSBUFFERDESC);
  dwFlags:=DSBCAPS_PRIMARYBUFFER;
  dwBufferBytes:=0;
  lpwfxFormat:=nil;
 end;
 if DirectSound.SetCooperativeLevel(Handle,DSSCL_WRITEPRIMARY) <> DS_OK
  then Raise Exception.Create('Unable to set Cooperative Level');
 if DirectSound.CreateSoundBuffer(BufferDesc,DirectSoundBuffer,nil) <> DS_OK
  then Raise Exception.Create('Create Sound Buffer failed');
 if DirectSoundBuffer.SetFormat(PCM) <> DS_OK
  then Raise Exception.Create('Unable to Set Format ');
 if DirectSound.SetCooperativeLevel(Handle,DSSCL_NORMAL) <> DS_OK
 then Raise Exception.Create('Unable to set Cooperative Level');
end;

procedure TForm1.AppCreateWriteSecondary3DBuffer;
var BufferDesc  : DSBUFFERDESC;
    Caps        : DSBCaps;
    PCM         : TWaveFormatEx;
begin
 FillChar(BufferDesc, SizeOf(DSBUFFERDESC),0);
 FillChar(PCM, SizeOf(TWaveFormatEx),0);
 with BufferDesc do
 begin
  PCM.wFormatTag:=WAVE_FORMAT_PCM;
  if isStereo then PCM.nChannels:=2 else PCM.nChannels:=1;
  PCM.nSamplesPerSec:=SamplesPerSec;
  PCM.nBlockAlign:=(Bits div 8)*PCM.nChannels;
  PCM.nAvgBytesPerSec:=PCM.nSamplesPerSec * PCM.nBlockAlign;
  PCM.wBitsPerSample:=Bits;
  PCM.cbSize:=0;
  dwSize:=SizeOf(DSBUFFERDESC);
  dwFlags:=DSBCAPS_STATIC or DSBCAPS_CTRL3D;
  dwBufferBytes:=Time*PCM.nAvgBytesPerSec;
  lpwfxFormat:=@PCM;
 end;
 if DirectSound.CreateSoundBuffer(BufferDesc,Buffer,nil) <> DS_OK
  then Raise Exception.Create('Create Sound Buffer failed');
end;

procedure TForm1.AppWriteDataToBuffer;
var AudioPtr1,AudioPtr2     : Pointer;
    AudioBytes1,AudioBytes2 : DWord;
    h : HResult;
    Temp : Pointer;
begin
  H:=Buffer.Lock(OffSet, SoundBytes, AudioPtr1, AudioBytes1,
              AudioPtr2, AudioBytes2, 0);
  if H = DSERR_BUFFERLOST  then
  begin
   Buffer.Restore;
   if Buffer.Lock(OffSet, SoundBytes, AudioPtr1, AudioBytes1,
                  AudioPtr2, AudioBytes2, 0) <> DS_OK then
      Raise Exception.Create('Unable to Lock Sound Buffer');
  end else
  if H <> DS_OK then Raise Exception.Create('Unable to Lock Sound Buffer');
  Temp:=@SoundData;
  Move(Temp^, AudioPtr1^, AudioBytes1);
  if AudioPtr2 <> nil then
  begin
   Temp:=@SoundData; Inc(Integer(Temp), AudioBytes1);
   Move(Temp^, AudioPtr2^, AudioBytes2);
  end;
  if Buffer.UnLock(AudioPtr1, AudioBytes1, AudioPtr2, AudioBytes2) <> DS_OK
   then Raise Exception.Create('Unable to UnLock Sound Buffer');
end;

procedure TForm1.CopyWAVToBuffer;
var Data     : PChar;
    FName    : TFileStream;
    DataSize : DWord;
    Chunk    : String[4];
    Pos      : Integer;
begin
 FName:=TFileStream.Create(Name,fmOpenRead);
 Pos:=24;
 SetLength(Chunk,4);
 repeat
  FName.Seek(Pos, soFromBeginning);
  FName.Read(Chunk[1],4);
  Inc(Pos);
 until Chunk = 'data';
 FName.Seek(Pos+3, soFromBeginning);
 FName.Read(DataSize, SizeOf(DWord));
 GetMem(Data,DataSize);
 FName.Read(Data^, DataSize);
 FName.Free;
 AppWriteDataToBuffer(Buffer,0,Data^,DataSize);
 FreeMem(Data,DataSize);
end;

var Pos : Single = -25;

procedure TForm1.AppSetSecondary3DBuffer;
begin
 if Buffer.QueryInterface(IID_IDirectSound3DBuffer, _3DBuffer) <> DS_OK then
   Raise Exception.Create('Failed to create IDirectSound3D object');
 if _3DBuffer.SetPosition(Pos,1,1,0) <> DS_OK then
   Raise Exception.Create('Failed to set IDirectSound3D Position');
end;

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
 CopyWAVToBuffer('xhe4.wav',SecondarySoundBuffer);

 if SecondarySoundBuffer.Play(0,0,DSBPLAY_LOOPING) <> DS_OK
  then ShowMessage('Can''t play the Sound');

 Timer1.Enabled:=True;
end;

procedure TForm1.Timer1Timer(Sender: TObject);
begin
 SecondarySound3DBuffer.SetPosition(Pos,1,1,0);
 Pos:=Pos + 0.1;
end;

end.

Sergey Melnikov

(2:5020/1065.18)